Любой производитель продукции технического назначения разрабатывает отдельные модели своих продуктов в рамках серии (или линейки), характеризующейся определенным комплексом эксплуатационных свойств и технических параметров, и модели шлагбаумов не являются исключением из правил. Defacto модели шлагбаумов типовые по конструкции в пределах одной серии (линейки) и могут отличаться друг от друга:
- шириной перекрываемой зоны проезда, а значит длиной стрелы и мощностью электродвигателя электромеханического привода (или мощностью насосного агрегата в электрогидравлических приводах);
- скоростью подъема/опускания стрелы и интенсивностью использования (см. подробнее об интенсивности использования шлагбаумов в этом материале), что по факту обеспечивается типом и конструкцией редуктора (или мотор-редуктора), а также быстродействием электрических связей и контакторов блока управления;
- комплектацией привода электродвигателями постоянного или переменного тока с питанием от силовых сетей 220/380 В или понижающего трансформатора с напряжением на выходе 24 -36 В;
- базовой комплектацией аксессуарами, повышающими эффективность и безопасность эксплуатации шлагбаума.
Справка: Производители устройств и систем контроля и управления доступом создают линейки продукции, формируемые видами шлагбаумов по назначению, степени автоматизации и уровню автоматики (см. подробнее о видах шлагбаумов здесь). Как правило, это шлагбаумы различных типов для железнодорожных переездов (с ручным управлением, механизированные, полуавтоматические и автоматические), автоматические шлагбаумы различных типов для регулирования автомобильного движения на магистралях и дорогах с интенсивным движением (с большой интенсивностью использования, средними и длинными цельными и телескопическими стрелами и т.д.), автоматические шлагбаумы для ограничения въезда на придомовые территории многоквартирных домов, территории государственных и частных объектов, наземные/подземные парковки и т.д., парковочные системы с шлагбаумом, блок управления которого интегрирован с электроникой блока приема платежей и диспетчерским пунктом.
В рамках каждой линейки формируются серии типовых шлагбаумов с определенным типом привода (ручной, электромеханический, электрогидравлический), конструктивными особенностями (с фиксированной или поворотной тумбой, противовесом или компенсационными пружинами, двумя или одним «двусторонним» цилиндром (для электрогидравлических приводов) и пр.), уровнем автоматизации и пределами по зоне ограничения проезда. Модели шлагбаумов разрабатываются в рамках своих серий и являются оригинальными в пределах линейки, и типовыми для серии, однако могут быть условно оригинальными и в серии при комплектации специальными аксессуарами и использовании нетипичного для серии блока управления с расширенной функциональностью – возможностью коммутации с системами безопасности, интеграцией микропроцессора с алгоритмом кодирования сигнала, что позволяет работать с динамичными (плавающими) кодами и т.д.
Увеличение ширины зоны перекрываемого проезда требует использования в конструкции шлагбаума более длинной цельной или телескопический (иногда составной складывающейся) стрелы, что увеличивает нагрузку на привод и потому:
- модели шлагбаумов с электромеханическим приводом комплектуются более мощными двигателями типовых редукторов (при исполнении электромеханического привода блочно-модульной конструкции) или более мощными мотор-редукторами (см. подробнее о блочно-модульных приводах из электродвигателя и редуктора, и мотор-редукторах в этом материале);
- модели шлагбаумов с электрогидравлическим приводом комплектуются насосным агрегатом с большим напором/расходом или настройки насосного агрегата подгоняются под требуемые параметры давления в цилиндрах/цилиндре с помощью частотно-регулируемого двигателя.
Уровень автоматики, обеспечивающей контроль и управление серийной модели шлагбаума, как правило, остается без изменений, но вполне возможно уменьшение интенсивности использования и быстродействия (времени подъема и времени опускания) шлагбаума.
Серийные модели шлагбаумов с разной скоростью подъема/опускания стрелы и интенсивностью использования.
Интенсивность использования шлагбаумов – это процентное выражение отношения суммы временина подъем и времени на опускание стрелы к общему времени между циклами подъема/опускания (время на подъем и время на опускание стрелы плюс технологические «простои» в «верхней точке» и в промежутке между концом опускания предыдущего и началом подъема последующего циклов, обусловленные техническими особенностями устройства).
Интенсивность использования шлагбаума может быть повышена, как за счет увеличения скорости подъема и опускания стрелы, так и путем уменьшения времени технологического простоя, что достигается использованием редукторов (или мотор-редукторов) с большим передаточным числом, а также увеличением быстродействия логических и физических схем управления, включающих и отключающих работу двигателя редуктора (мотор-редуктора) или приводного двигателя насосного агрегата (для моделей шлагбаумов с электрогидравлическим приводом).
Серийные модели шлагбаумов с комплектацией привода электродвигателями постоянного или переменного тока.
Серийные модели шлагбаумов с комплектацией привода электродвигателями постоянного или переменного тока соответственно с питанием от понижающего трансформатора с напряжением на выходе 24 - 36 В или силовых сетей напряжением 220/380 В создаются в зависимости от нагрузки на привод и проектного уровня безопасности эксплуатации.
Серийные модели шлагбаумов с комплектацией привода электродвигателями постоянного тока с питанием от понижающего трансформатора с напряжением на выходе 24 -36 В характеризуются более высоким уровнем безопасности эксплуатации, но при больших нагрузках на привод (длинная массивная стрела, ветровые нагрузки) требуют более мощного двигателя и соответственно трансформатора, возбуждение которых вызывает значительные перетоки реактивной мощности и снижение качества сетевого напряжения (провалы при запуске, перенапряжение при остановке, засорение сети гармониками токов и пр.).
Серийные модели шлагбаумов с комплектацией привода электродвигателями переменного тока с питанием от силовой сети напряжением 220/380 практически не ограничены по мощности привода, но для оптимизации энергопотребления необходима комплектация приводов частотно-регулируемыми двигателями энергетической эффективности IE2 (High efficiency) или IE3 (Premium efficiency) в соответствие с IEC 60034-30 и 2009/125/EC ErP/EuP.