Если основываться на концепции иерархии видов и типов, в которой тип является разновидностью вида, то сам шлагбаум по факту – это вид устройства контроля и управления доступом, а виды шлагбаумов корректно выделять по целевому назначению и степени автоматизации, определяющей способ контроля/управления и эксплуатационную функциональность устройства.
В целом следует признать, что и типы (см. условную классификацию типов шлагбаумов в этом материале) и виды шлагбаумов являются условными терминами, поскольку четких обозначений типов и видов для технических устройств на практике нет, а классификация шлагбаумов пока не формализована ни в отечественных стандартах, ни в европейских технических регламентах.
Важно: Использовать для выделения типов или видов шлагбаумов классификации EN 12433-1:2000. «Industrial, commercial, and garage doors and gates. Terminology. Part 1. Types of doors» (Индустриальные, коммерческие и гаражные двери и ворота. Терминология. Часть 1. Типы ворот) (русскоязычная рецепция EN 12433-1:2000 - стандарт Белоруссии СТБ ЕН 12433-1-2006. Ворота. Терминология. Часть 1. Виды ворот), а также EN 12445, EN 12604, EN 12605 и ГОСТ 31174-2003 «Ворота металлические. Общие технические условия» недопустимо – в европейских стандартах по дверям и воротам (воротным системам) в исключениях указано, что положения и нормы стандартов не распространяются на «шлагбаумы, применяемые для регулирования автомобильного движения». В этой связи следует считать юридически неправомерной и сертификацию шлагбаумов по отдельным пунктам/подпунктам EN 12453, EN 12445, EN 12604, EN 12605, а сертификацию по пунктам части 2 IEC EN 60335«Safety of house hold electrica lappliances», допустимой, поскольку часть вторая EN 60335 ориентирована на устройства и изделия, попадающие под европейскую Директиву 2006/95/ЕС по низковольтному оборудованию, Директиву 2006/42/ЕС - машины и механизмы и Директиву 89/106/EEC - строительные изделия, т.е. директивы, регламентирующие основные технические параметры, монтаж и эксплуатацию шлагбаумов с электромеханическим/электрогидравлическим приводом и автоматикой.
Основные условные виды шлагбаумов и деление видов шлагбаумов на типы по различным параметрам.
Несмотря на кажущуюся универсальность превалирующего большинства реализуемых на российском рынке шлагбаумов конструктивные особенности и технические параметры моделей даже в одной типовой серии/линейке продуктов определяют приоритеты их целевого использования, что позволяет выделить отдельные виды шлагбаумов по назначению. Так, в зависимости от мощности привода, конструкции и длины стрелы, уровня автоматики, интенсивности использования (см. более детально об интенсивности использования шлагбаумов в этом материале) и средней наработки на отказ (Mean time between failures - MTBF) можно условно обозначить следующие виды шлагбаумов:
- шлагбаумы различных типов для железнодорожных переездов– шлагбаумы с ручным подъемом стрелы и противовесом, автоматические шлагбаумы низкой или средней интенсивности с электромеханическим или электрогидравлическим приводом и управлением с диспетчерского пункта, шлагбаумы с фиксированной или поворотной тумбой и т.д., комплектуемые специальными аксессуарами, регламентированными ОАО «Российские железные дороги» (по факту в 2004 году заменило Министерство путей сообщения Российской Федерации);
- шлагбаумы различных типов для подземных и наземных (в зданиях) парковок, регулирования проезда в цехах больших предприятий, на терминалах и пр. – автоматические шлагбаумы низкой или средней интенсивности с электромеханическим, редко электрогидравлическим приводом с короткими и средними или составными (складными) стрелами, а также автоматические шлагбаумы, входящие в состав систем автоматических парковок;
- шлагбаумы различных типов для наземных открытых парковок, ограничения въезда на территории многоквартирных домов, государственных и частных предприятий – автоматические шлагбаумы, интегрированные с системами автоматических парковок, автоматические шлагбаумы низкой или средней интенсивности с электромеханическим приводом и короткими или средними цельными стрелами;
- шлагбаумы различных типов для регулирования автомобильного движения на магистралях и дорогах с интенсивным движением – автоматические шлагбаумы высокой интенсивности использования с электромеханическим приводом и средними или длинными (цельными или телескопическими) стрелами.
В аспектах степени автоматизации и уровня интегрированной автоматики можно выделить следующие виды шлагбаумов:
- шлагбаумы различных типов с ручным управлением – шлагбаумы с опорной стойкой или тумбой, фиксированной или поворотной, подъемные и поворотные, с противовесом-грузом и компенсационными пружинами, со стрелой из дерева, алюминиевых сплавов и стали круглого, овального, прямоугольного сечения и выполненной в виде сварной фермы;
- механизированные шлагбаумы с электромеханическим или электрогидравлическим приводом и управлением от кнопки, реже дистанционно или с диспетчерского пульта без индукционных петель, фотоэлементов и возможности программирования работы;
- автоматические шлагбаумы с электромеханическим или электрогидравлическим приводом с управлением от проводных или беспроводных переключателей, дистанционных пультов, а также удаленно ПК, Netbook, Apple MacBook, Notebook, мобильных терминалов iPad, iPhone, смартфонов на базе платформ Google Android, Windows Phone 7.x и Windows Phone 8 по сетям Ethernet, PoE (Power Over Ethernet), Wi-Fi, Wi-Max, 4G, 3G, EDGE, интегрируемые в АСУ ТП промышленных объектов, системы Intelligent Building IP протоколам Industrial Ethernet стандартов IEEE 802.3/IEEE 802.3u(Modbus, BACnet, CAN, PLR, LON, DP, Ext. Off, Ext. Min., SBM, Ext. Off/SBM).