В отличие от дверей и ворот (воротных систем), классификация которых наиболее полно определена в EN 12433-1:2000. «Industrial, commercial, and garage doors and gates. Terminology. Part 1. Types of doors» (Индустриальные, коммерческие и гаражные двери и ворота. Терминология. Часть 1. Типы ворот) (см. русскоязычную рецепцию EN 12433-1:2000 - стандарт Белоруссии СТБЕН 12433-1-2006.Ворота. Терминология. Часть 1. Виды ворот) и в определенной степени в ГОСТ 31174-2003 «Ворота металлические. Общие технические условия», виды или типы шлагбаумов на текущий момент не формализованы ни в отечественных стандартах, ни в европейских технических регламентах. Т.е. попытки веб ресурсов производителей или торговых компаний обозначить виды или типы шлагбаумов являются dejure неправомерными, а заявляемые виды/типы шлагбаумов defacto условными, причем в подавляющем большинстве публикаций виды или типы шлагбаумов определяются по непонятным критериям, что делает подобные классификации по меньшей мере технически некорректными.
Дополнительную сложность технически корректной классификации шлагбаумов создает общая путаница в обозначениях видов и типов, различие и иерархия которых трактуется в словарях и стандартах по-разному – в словаре Ушакова тип — это разновидность вида, в EN 12433-1:2000 ворота различных конструкций и направления открывания классифицируют по видам, а в белорусской рецепции СТБ ЕН 12433-1-2006 и ГОСТ 31174-2003 – по типам и т.д.
Практическое отсутствие целевой нормативно-правовой базы на шлагбаумы, где были бы регламентированы не только виды/типы шлагбаумов, но и основные требования к ним, обусловило сертификацию шлагбаумов по отдельным пунктам стандартов, как правило, косвенных и часто не правомерных для нормирования шлагбаумов. Так, зарубежные производители сертифицируют шлагбаумы по EN 12453, EN 12445, EN 12604, EN 12605, в которых обозначено, что они не распространяются на «шлагбаумы, применяемые для регулирования автомобильного движения». Или по EN 60335, регламентирующего электробезопасность бытовых приборов, а также оборудования с напряжением не более 250 V для однофазных энергопотребляющих устройств и 480 V для других приборов (IEC EN 60335-1 Safety of house hold electrica lappliances), что в целом допустимо, поскольку EN 60335 имеет непосредственное отношение к устройствам и изделиям, попадающим под европейскую Директиву 2006/95/ЕС по низковольтному оборудованию, Директиву 2006/42/ЕС - машины и механизмы и Директиву 89/106/EEC - строительные изделия.
Условные типы шлагбаумов по ключевым критериям конструкции, технических особенностей и эксплуатационной функциональности.
Если основываться на различии и иерархии вида и типа в словаре Ушакова, то в целом среди всех эксплуатируемых сегодня шлагбаумов корректно выделить:
- Типы шлагбаумов по особенностям конструктивного исполнения:
- шлагбаумы с опорной тумбой, в которой размещены привод, блок управления, линии сигнальной и силовой коммутации и пр., и шлагбаумы с опорной стойкой, обеспечивающей поворот стрелы;
- шлагбаумы со стрелой, имеющей противовес в виде груза (в основном устаревшие модели шлагбаумов с механическим (ручным) управлением), шлагбаумы с компенсационными пружинами в приводе и шлагбаумы с гидравлическими цилиндрами, давление в которых обеспечивает подъем/опускание стрелы без противовеса и компенсационных пружин;
- шлагбаумы с цельной, телескопической и составной (складной) стрелой;
- шлагбаумы с круглой, квадратной, овальной стрелой, стрелой в виде фермы;
- шлагбаумы со стрелой из дерева, сплавов цветных металлов, стального проката и т.д.
- Типы шлагбаумов по техническим особенностям:
- шлагбаумы с механическим, электромеханическим или электрогидравлическим приводом;
- шлагбаумы с ручным управлением, автоматические шлагбаумы и парковочные системы, включающие автоматический шлагбаум и электронный блок приема платежей/управления открыванием/закрыванием стрелы;
- шлагбаумы с поворотной и неподвижной тумбой (опорной стойкой), в том числе с подъемом/опусканием стрелы и поворотной тумбой;
- шлагбаумы низкой, средней и высокой интенсивности использования;
Важно: Интенсивность использования шлагбаума является условным критерием производительности устройства, но не показателем надежности или предельным состоянием шлагбаума, как утверждают технические безграмотные «специалисты» ряда производителей и продающих компаний.
Интенсивность использования шлагбаума определяется, как отношение суммарного времени продолжительности подъема и продолжительности опускания стрелы (Тп +То) к общему времени между началами циклов подъема/опускания с учетом непрерывной работы шлагбаума – F (%) = ((Тп +То)/(Тп +То + Тв + Тц))*100, где Тп – чистое время подъема стрелы с горизонтального до вертикального положения, То – чистое время опускания стрелы с вертикального до горизонтального положения, Тв – технологическое время переключения режима с подъема на опускание (время нахождения стрелы в вертикальном положении), Тц–время между концом первого цикла и началом второго цикла подъема/опускания с учетом непрерывной работы шлагбаума. Т.е. интенсивность использования шлагбаума, по сути, показывает КПД шлагбаума в виде отношения времени «полезной» работы (на подъем и опускание стрелы) к общему времени (работа плюс технологический «простой», обусловленный техническими особенностями устройства), или иначе – технический предел возможностей шлагбаума.
Справка: Некоторые производители автоматических шлагбаумов приводят в характеристиках шлагбаума число циклов средней наработки на отказ (Mean time between failures - MTBF), что является одним из показателей надежности согласно ГОСТ Р 53480-2009 «Надежность в технике. Термины и определения» (заменил ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения»), ГОСТ 27.004-85 «Надежность в технике. Системы технологические. Термины и определения», ГОСТ 27.301-95 «Надежность в технике. Расчет надежности. Основные положения», ГОСТ 27.003-90 «Надежность в технике. Состав и общие правила задания требований по надежности», ГОСТ Р 51901.2-2005 «Менеджмент риска. Системы менеджмента надежности» и др. стандартов этого семейства.
- Типы шлагбаумов по эксплуатационной функциональности:
- шлагбаумы с ручным управлением и шлагбаумы автоматические с проводным и беспроводным контролем и управлением, в том числе удаленным с ПК, смартфонов и иных терминалов, интегрируемые в системы безопасности;
- шлагбаумы автоматические низко, средне и высокоскоростные (на практике нет формализованных критериев для пределов скоростей открывания/закрывания низко, средне и высокоскоростных шлагбаумов);
- шлагбаумы для помещений со складными (составными) стрелами, шлагбаумы для дорог, проездов и уличных парковок (или размещаемые снаружи крытых/подземных парковок) с цельными и телескопическими стрелами, железнодорожные шлагбаумы и т.д.