Установка секционных ворот некоторыми «специалистами» позиционируется, как достаточно простое мероприятие, которое выполнить «самостоятельно сможет и неопытный человек». Столь же удивительно, когда установка секционных ворот по сложности приравнивается к монтажу распашных ворот, объясняя это тем, что сегодня конструкции собираются в заводских условиях и проблем в работе практически не возникает. В отношении распашных ворот, несущая коробка которых жестко сварена, а створки навешены и подогнаны в условиях цеха это утверждение отчасти верно, хотя любое значительное отклонение от горизонтали и вертикали в двух плоскостях вызовет проблему перекосов, решить которую удается только в результате демонтажа и нового монтажа конструкции. Но более жесткая конструкция коробки при соблюдении основных требований к монтажным работам дает меньшее количество рисков ошибок.
В то же время установка секционных ворот требует четкости и согласованности работы монтажника уже в пространстве за счет движения створки «под потолок». А сами направляющие роликовых систем не имеют достаточной жесткости в незакрепленном состоянии, позиционируются в двух плоскостях, а от соблюдения их параллельности существенно зависит перемещение полотна. Кроме того, полотно секционных ворот сборное и каждая секция крепится к соседним с помощью петель, а в направляющих – посредством роликов и обеспечить четкость согласования такого количества узлов тяжело только одной заводской разметкой, причем чаще всего панели собираются именно по месту монтажа после крепежа несущей системы направляющих. Поэтому установка секционных ворот кропотлива, требует предельно четкого соблюдения размеров и уровней и выполняться может только бригадой хорошо подготовленных ответственных и опытных специалистов.
Начинается любая установка секционных ворот со снятия размеров и определения вида монтажа по размерам существующей в помещении притолоки над проемом.
Стандартным считается подъем ворот при монтаже, если высота притолоки (расстояние от верхней горизонтали проема до базового потолка) находится в пределах между 420 и 520 мм. При высоте притолоке меньше 420 мм, но больше 300 мм подъем низкий, но возможно размещение пружины спереди. Если притолока меньше 300 мм, но более 190 мм пружину при установке секционных ворот придется располагать сзади. Высоким считается подъем при высоте притолоки более 600 мм. Вид монтажа, по сути, определяет количество комплектующих и стоимость установки секционных работ.
Важным считается подготовка проема к монтажу. Отклонение проема от вертикали и горизонтали не допускается более чем 1.5 мм на метр. Стены проема должны быть гладкими, не иметь трещин, а при использовании в кладке малоплотных материалов их нужно усилить несущими элементами, обеспечивающими жесткость крепления направляющих секционных ворот. Имеет значение твердость и соответствие уровню нижней горизонтали проема, где будет происходить примыкание уплотнителя кромки нижней секции.
Исходя из размеров проема и высоты притолоки, подбирается необходимый комплект секций, которые по ширине могут быть от 400 до 600 мм. Длина секций условно ограничена 7 м, хотя опытными производителями выполняется установка секционных ворот и с секциями большей длины. Секции формируются в заводских условиях и в них просверливаются технологические отверстия для крепления петель и роликовых секций. Вся фурнитура и ролики монтируются на секциях или на объекте монтажа, или в заводских условиях.
На объекте установка секционных ворот начинается со сборки и монтажа направляющих. Они крепятся к боковым стенам проема и потолку с учетом выбранной схемы и четким соблюдением параллельности профилей и расстояния между ними. В готовую конструкцию последовательно монтируются секции полотна, начиная с самой верхней. Следующие этапы, которые включает установка секционных ворот - монтаж вала с торсионными пружинами, соединение тросов с кромкой нижней секции и пуско-наладочные работы автоматики системы. Завершается установка секционных работ уплотнением стыков направляющих и вертикальных стен проема с помощью строительной пены или (при щелях более 3 см) штукатурки.
Описанный ход работ при установке секционных дверей может незначительно отличаться у разных производителей, но принципиально он типичен для всех компаний, выполняющих монтаж ворот этого типа. Почти все возможные проблемы при эксплуатации (затрудненное движение сборного полотна, приводящее к перегрузке двигателя привода, излишний шум, отсутствие герметичности и т.д.) определяет именно установка секционных ворот, поскольку комплектующие известных производителей по качеству и точности исполнения сегодня позволяют получать секционные ворота с хорошими эксплуатационными характеристиками, долговечные и надежные. И доверять такие ответственные работы «шабашным» монтажникам – фрилансерам, или браться за установку секционных ворот самому – по меньшей мере, неразумно. Здесь следует понимать, что отсутствие явных проблем при сдаче ворот заказчику еще не гарантирует, что все будет гладко и в ближайшем будущем.
Поэтому стоит подряжать на установку секционных ворот монтажников самих отечественных производителей, к которым можно будет обратиться за помощью в процессе эксплуатации. Сегодня некоторые отечественные компании предлагают не только гарантийное, но и постгарантийное сервисное обслуживание секционных ворот, что позволит поддержать их работоспособность в течение времени, ограниченного только долговечностью самих комплектующих.