В отличие от распашных ворот, изготавливаемых, как механизированными, так и с ручным управлением, производство откатных ворот, превалирующего большинства конструкций секционных и ролловых (рулонных) ворот ориентировано на выпуск исключительно механизированных воротных систем. Однако жесткие требования к безопасности эксплуатации электромеханических приводов и ворот разного типа открывания в целом, энергосбережению и энергоэффективности, а также современный уровень систем контроля и управления доступом сделали конкурентными только автоматизированные воротные системы с эргономичными, энергоэффективными приводами и многофункциональной надежной автоматикой. Это предопределило дифференциацию производства откатных ворот с выделением двух основных отдельных сегментов, формируемых профильными компаниями, которые:
- разрабатывают и изготавливают электромеханические приводы и комплектную автоматику;
- проектируют и изготавливают собственно ворота, интегрируют в них приводы с автоматикой других производителей и устанавливают автоматизированные воротные системы на объектах.
Справка: Условное исключение составляют:
- крупные производственно-коммерческие группы, холдинги и корпорации (например, холдинг Hormann-Gruppe), инфраструктура которых позволяет выпускать на различных производствах комплектующие узлов автоматических воротных систем, собирать приводы, автоматику, ворота различной конструкции, интегрировать это в воротные системы и т.д. Как правило цена на автоматические воротные системы у производителей «полного цикла» очень высокая, но качество продукции показательное, а ассортимент не только охватывает все типы/виды воротных систем, но и отличается оригинальными разработками с применением новых технологий и материалов. Крупные производственно-коммерческие структуры осуществляют производство откатных ворот, ворот распашного типа, секционных и рулонных ворот под заказ и по типовым (унифицированным) размерам, комплектуя готовые воротные системы автоматикой разного уровня;
- компании, проектирующие и изготавливающие ворота, а также адаптирующие/усовершенствующие приводы других производителей под российские условия эксплуатации и российский менталитет (например, автоматические ворота Bytec).
В масштабах России это небольшой сегмент компаний, осуществляющих производство откатных ворот, ворот распашного типа и/или секционных ворот преимущественно под заказ, что позволяет адаптировать приводы и автоматику под конкретные условия эксплуатации на объекте, а цену воротной системы – под конкретного пользователя с его финансовыми возможностями;
- компании-инсталляторы, не осуществляющие производство откатных ворот, а закупающие ворота и автоматику или готовые автоматизированные воротные системы у других производителей под конкретный объект и специализирующиеся только на установке. Цена на автоматические ворота у компаний-инсталляторов может быть разной, но в ценовой политике менеджмента неизменно используется одно правило – доступные по цене воротные системы изготовлены из материалов невысокого качества и комплектуются наиболее дешевой по цене и качеству автоматикой, а качество, надежность и долговечность дорогих автоматических ворот по факту определяется текущим уровнем рентабельности компании (чем ниже рентабельность, тем хуже компоненты воротных систем) и степенью ее ответственности перед потребителем.
Приводы и автоматика в производстве откатных ворот.
Специфика открывания откатных ворот обусловила определяющее значение электромеханического привода в эксплуатации воротных систем, а специфика оптимальных по передаче тягового усилия связей – открытую остановку приводов, что делает их функциональность зависимой от атмосферных и климатических условий.
Поэтому производство откатных ворот обязательно включает этап проектирования, включающий не только разработку ворот конкретных размеров, свойств и типа отката полотна (подвесных, по рельсу на уровне земли, консольных с нижней, средней или верхней балкой – см. более детально здесь), подбора электромеханического привода по мощности, но и обоснование эксплуатационной надежности привода при работе в конкретных атмосферных/климатических условиях. Надежность (безотказность) работы электромеханического привода для работы в конкретных условиях может быть превентивно оценена:
- по коду IP, определяющему стойкость конструкции к проникновению твердых частиц, способных нарушить целостность зубьев передачи и/или снизить качество масла в редукторе/мотор-редукторе привода, а также к проникновению влаги, как влияющей на работу при отрицательных температурах, так и провоцирующих коррозионные процессы в металлических элементах/узлах привода;
- по материалу корпуса привода;
- по типу редуктора или мотор-редуктора – мотор-редукторы надежней и долговечней редукторов с двигателями, цилиндро-червячные или планетарно-червячные мотор-редукторы в 2 – 4 раза долговечнее червячных одноступенчатых редукторов, в том числе при эксплуатации ворот с частыми пусками/остановками и неравномерной нагрузкой и т.д. (см. подробнее о редукторах и мотор-редукторах приводов в этом материале);
- по используемому способу смазки (масляным туманом (разбрызгиванием) или погружением в масляную ванну) и смазочному материалу - масел или полужидких смазок – и их кинематической вязкости (см. таблицу ниже);
Рекомендуемая вязкость масла для редукторов/мотор-редукторов приводов.
Температура окружающей среды, С° | Кинематическая вязкость масла при 40°С, мм²/с для частоты вращения входного вала n1 | |
---|---|---|
от 500 до 1000 мин-1 | свыше 1000 до 1500 мин-1 | |
от -10 до +5 | 100 | 100 |
от 0 до +40 | 320 | 220 |
от +35 до +60 | 460 | 320 |
Примечание: Для эксплуатации привода при температурах от минус 40°С до плюс 50°С следует использовать полужидкие смазки.
- по наличию/отсутствию в передаче устройств механической защиты привода автоматических ворот от перегрузок – предохранительных муфт (муфты предельного момента с разрушающимися элементами - втулочные со срезным штифтом, муфты зацепления (пружинно-кулачковые, кулачковые, шариковые), а также типу и числу опорных подшипников;
- наличию/отсутствию в комплектации привода электронных средств защиты от перегрузок - преобразователей частоты или устройств плавного пуска;
- наличию/отсутствию соединений с полимерными связями;
- уровню обработки зубьев передачи (закалка, цементация, шлифовка) и материалу валов (из нержавеющей стали, легированной стали).