Упрощенно привод секционных ворот, а также ворот со сдвижными (откатными) полотнами и превалирующего большинства ворот с распашными полотнами разных видов (см. более детально о видах ворот в этом материале) – это исполнительный механизм из электродвигателя и редуктора в блочно-модульном исполнении или мотор-редуктора, а также тяговой связи между выходным валом редуктора и полотном ворот. Ряд отечественных и зарубежных производителей для распашных ворот с масштабными и тяжелыми створками разрабатывает электрогидравлические приводы, в которых роль редуктора выполняет насос (или насосный агрегат – электродвигатель с насосом), а роль тяговой связи – гидроцилиндр, однако электрогидравлический привод сильно зависит от температурных условий эксплуатации, требует регулярного и частого профессионального обслуживания, более дорогой, чем электромеханический привод аналогичной мощности и потому имеет ограниченное применение.
В электрогидравлических приводах электрическая энергия в паре электродвигатель-насос (насосный агрегат) преобразуется в кинетическую и потенциальную энергию потока жидкости, а в гидравлическом цилиндре происходит обратное преобразование энергии потока жидкости в механическую энергию движения штока гидроцилиндра. В электромеханических приводах электрическая энергия преобразуется в механическую напрямую, а крутящий момент на выходном валу редуктора и, соответственно усилие на тяговой связи определяется мощностью двигателя, передаточным числом редуктора (отчасти) и КПД привода.
Важно: Привод секционных ворот, как и ворота иного типа конструкции полотна – это не автоматика, а средство механизации воротной системы, хотя может/должен и в большинстве случаев комплектуется электронными устройствами автоматики для защиты и повышения функциональности - преобразователями частоты или устройствами плавного пуска/стопа, логическими и температурными контроллерами, линейными энкодерами, оптическими/емкостными/индуктивными, фотоэлектрическими датчики, а также датчиками потребляемого тока, скорости вращения двигателя и т.д. – которые, как правило, интегрируются в логическую схему управления приводом и используются совместно с механическими средствами защиты привода секционных ворот от перегрузок (срезные штифты, шпонки, соединительные и предохранительные муфты - муфты предельного момента с разрушающимися элементами (втулочные со срезным штифтом), муфты зацепления (пружинно-кулачковые, кулачковые, шариковые), фрикционные муфты, втулочно-пальцевые, обгонные муфты и пр.). (см. подробнее о механических средствах защиты привода секционных ворот от перегрузок и устройствах автоматики для защиты и повышения функциональности привода секционных ворот в этом материале).
Привод секционных ворот разного типа открывания полотна.
Приводы секционных ворот подъемного типа могут быть линейными или радиальными – бесцепными и цепными, а тип привода в целом определяется весом/размерами полотна, требуемой скоростью открывания/закрывания полотна и возможностью комфортного доступа к приводу (двигателю и редуктору или мотор-редуктору) для обслуживания.
На текущий момент и в соответствии с классификацией EN 12433-1, Industrial, commercial and garage doors and gates — Terminology — Part 1: Types of doors (Ворота. Терминология. Часть1. Виды ворот), а также отчасти классификацией ГОСТ 31174-2003 «Ворота металлические. Общие технические условия» корректно выделить секционные ворота с подъемными и сдвижными полотнами:
- ворота гаражные подъемные секционные с поступательным движением и порядной укладкой секций полотна в вертикальной, горизонтальной или наклонной плоскости, а также с поступательно-поворотным движением и пакетной укладкой секций полотна вертикально и горизонтально выше или ниже притолоки стенового проема (см. схемы подъемных секционных ворот на рисунках в этом материале);
- сдвижные ворота с концентрическим возвратно-поступательным движением полотна из связанных между собой секций, а также складывающиеся сдвижные ворота с полотном из связанных между собой секций, поступательно и вращательно двигающихся по горизонтальным направляющимся и складывающимся в пакет с поворотом вокруг оси (см. схемы сдвижных секционных ворот на рисунках в этом материале).
Как подъемные, так и сдвижные воротные системы комплектуются типовым (в рамках разработок одного производителя) электромеханическим приводом секционных ворот из мотор-редуктора или электродвигателя и редуктора в блочно-модульном исполнении, однако тяговые связи между выходным валом редуктора и полотном в подъемных и сдвижных воротных системах могут быть разными – линейными и радиальными. Как правило, линейные связи приводов секционных ворот по способу восприятия тягового усилия привода цепные с бесконечным замкнутым тяговым органом (цепью), радиальные – бесцепные (навальные приводы секционных ворот) или цепные с передачей крутящего момента выходного вала редуктора на вал торсионного механизма секционных ворот.
Приводы секционных ворот сдвижного типа все без исключения линейные цепные с бесконечным замкнутым тяговым органом и механической связью с помощью рычага между перемещающейся по направляющим интегрированной в цепь кареткой и полотном ворот.
Привод секционных ворот разного целевого назначения.
Если абстрагироваться от практического отсутствия формализованных технических критериев определения целевого назначения воротных систем, то в концепции производителей можно условно выделить:
- гаражные секционные ворота – сдвижные и подъемные, ориентированные преимущественно на частные и коммерческие гаражи с небольшими размерами стенового проема, что, по сути, определяет сравнительно малый вес полотен, невысокую скорость открывания/закрывания и возможность размещения привода секционных ворот в доступном для обслуживания месте.
Гаражные воротные системы в превалирующем большинстве конструктивных решений производителей комплектуются приводами секционных ворот с линейной связью - цепной с бесконечным замкнутым тяговым органом и передачей тягового усилия полотну через каретку и рычаг;
- промышленные секционные ворота - подъемные секционные с поступательным движением и порядной укладкой секций полотна в вертикальной, иногда горизонтальной или наклонной плоскости, а также с поступательно-поворотным движением и пакетной укладкой секций полотна вертикально и горизонтально выше или ниже притолоки стенового проема.
Привод секционных ворот с поступательно-поворотным движением и пакетной укладкой секций полотна вертикально и горизонтально практически всегда радиальный бесцепной (навальный) или радиальный цепной с передачей крутящего момента выходного вала редуктора на вал торсионного механизма секционных ворот.
Привод секционных ворот с поступательным движением и порядной укладкой секций полотна в вертикальной плоскости, горизонтальной или наклонной плоскости может быть радиальным цепным, что позволяет варьировать местом размещения мотор-редуктора или двигателя с редуктором для удобства обслуживания.
Привод секционных ворот с поступательным движением и порядной укладкой секций полотна в горизонтальной плоскости иногда выполняют линейным цепным, а привод секционных ворот с поступательным движением и порядной укладкой секций полотна в наклонной плоскости – линейным цепным, радиальным цепным и радиальным бесцепным (навальный привод секционных ворот).